Система безопасности на мотоблоке (разработанная) – 2018

В настоящее время государственные нормативные документы требуют оснащать мотоблоки современными системами безопасности. Так в документе «ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к конструкциям и эксплуатации самодельных тракторов, малогабаритных тракторов, мотоблоков и транспортных средств к ним» указано:

«2.4. Двигатель мотоблока должен быть оборудован устройством экстренной остановки. Аварийные органы управления двигателем и машиной должны быть совмещены с рукоятками удержания машины в рабочем положении.»

Другими словами это расшифровывается так: покуда держишься за рукоятки управления – двигатель работает, отпустил рукоятки управления – двигатель должен заглохнуть. И это правильно. Мотоблоки оснащены автоматической системой регулировки оборотов двигателя и при увеличении нагрузки система автоматически «добавляет газ», что бы поддержать обороты двигателя на заданном уровне и мотоблок не остановился. Поэтому, если вы во время движения выпустили рукоятки управления из рук, мотоблок будет двигаться несмотря ни на что и может натворить немало бед, покуда кто-нибудь не выключит зажигание или не отключит скорость.

Систему безопасности я выполнил по следующей схеме.

1. Установил дополнительно три кнопки (микропереключатели): кнопка 1 – на «пульту рулевой штанги» – нажимается «рычагом реверса» при установки его в нейтральное положение; кнопка 2 – с левой стороны штанги управления – нажимается, когда берёшься левой рукой за рукоятку штанги управления; кнопка 3 – с правой стороны штанги управления – нажимается, когда берёшься правой рукой за рукоятку штанги управления.

2. Отсоединил провода от «кнопки аварийной остановки двигателя», установленной на пульту рулевой штанги, и присоединил к ним цепь из трёх соединённых последовательно кнопок по приведённой выше схеме. Таким образом, при установке рычага реверса в нейтральное положение кнопка 1 нажимается, отключает действие кнопок 2 и 3, двигатель работает и его можно заглушить только включив тумблер Т1 на пульту управления. При этом тумблер Т1 цепь зажигания замыкает на корпус и двигатель глохнет. При переводе рычага реверса в положение «движение вперёд» или «движение назад» кнопка 1 отжимается и подсоединяет в работу кнопки 2 и 3. В этом случае, если нажата хотя бы одна из кнопок 2 или 3, либо две вместе - двигатель будет работать. Если же отпустить кнопки 2 и 3 одновременно (в случае, если во время движения снять обе руки с рукояток управления что является аварийным режимом), то цепь зажигания через кнопки 1, 2 и 3 замыкается на корпус, двигатель глохнет и мотоблок останавливается.

Это реализовано следующим образом.

На пульту рулевой штанги приварил Г-образную пластину «П» к которой с помощью двух винтов М3 «В» прикрепил корпус кнопки «Кк». В пластине корпуса рулевой штанги, вдоль которой скользит рычаг реверса, вырезал отверстие «О» прямоугольной формы размером 3х4 в которое заскакивает зуб «З» размером 3х3, приваренный к рычагу реверса, при установке его в нейтральное положение. При попадании зуба «З» в отверстие «О» он нажимает на жёлтую кнопку «Кн», которая размыкает цепь аварийной остановки двигателя.

В этом положении рычаг реверса включает нейтральную передачу и можно отпускать рукоятки штанги управления не боясь, что двигатель заглохнет. Здесь используется то свойство рычага реверса, что он конструктивно подпружинен и постоянно прижимается к пластине корпуса рулевой штанги. Возле двух рукояток управления установил два самодельных рычага безопасности РБ.

Когда берёшься руками за рукоятки управления то автоматически нажимаешь на рычаги безопасности.

После нажатия на рычаг безопасности противоположный его конец поднимается вверх и освобождает нажатую кнопку 2, которая закреплена под рычагом безопасности с помощью двух винтиков. Цепь блокировки двигателя размыкается и можно переводить рычаг реверса в положение вперёд/назад.

Рычаг безопасности сделал следующим образом.

Корпус рычага безопасности сделал из куска трубы, разрезанной вдоль на две части, одна для левой рукоятки управления, другая для правой. К корпусу приварил две пластинки в которых просверлил два отверстия диаметром 2 мм для крепления кнопки из микропереключателя, одно отверстие диаметром 3 мм для оси  рычага безопасности РБ и вырезал прямоугольное отверстие для крепления к штанге управления с помощью хомута. С одной стороны между пластинами установил в качестве штыря винт В который служит направляющим для пружины и удерживает её в вертикальном положении. Пружина постоянно отжимает рычаг безопасности вверх. Сам рычаг безопасности РБ согнул из оцинковки.

Собирается он следующим образом.

К выходам кнопки (микропереключатель) Мп припаял провода согласно схемы, кнопку завёл между пластинами до совмещения соответствующих отверстий и закрепил двумя винтами М2. Пружину П одел на штырь В. Сам рычаг безопасности завёл на пластины до совмещения отверстий куда вставил в качестве оси винт М3. Собранные два рычага безопасности установил возле рукояток управления и зафиксировал с помощью заведённого в отверстие хомута. Идея установки рычагов безопасности и их конструкция за время эксплуатации показала свою надёжность и эффективность.

Все эти доработки можно посмотреть на Youtube , если ввести в поисковой строке запрос «МТЗ 09 Система безопасности 2018».