Доработки мотоблока. Продолжение.

     Для того, чтобы сделать привод блокировки дифференциала посредством тросика, необходимо к рулевой штанге приварить проушину. В эту проушину вкручивается упорный винт кожуха тросика для регулировки натяжения и опирается упорная пружина включения блокировки. 

     Переделке подверглась и система переключения скоростей вместе с системой включения реверса. В штатном варианте эти системы имеют большие люфты и нет чёткого включения передач, их приходится ловить, что очень не удобно.

     Первым делом я подсоединил тяги к соответствующим рычагам на коробке передач непосредственно, напрямую.

     Рычаг реверса и рычаг переключения передач, расположенные на пульте рулевой штанги я удлинил в два раза, приварив шинки 4х20х100. На концы рычагов надел штатные резиновые набалдашники.

     Снизу к основе рычагов приварил пластины 4х20х70 с просверленными отверстиями, куда вставляются штифты проушин, закреплённых на другом конце тяг.


 

     Что получилось в результате переделки:

   1. Скорости и реверс переключаются легко, без лишнего напряжения.

   2. Скорости и реверс переключаются строго, чётко, без люфтов и болтанок.

   3. Нужную скорость не надо ловить, её просто включаешь переводом рычага в нужное положение: 1-я и 3-я – переводом рычага вперёд до упора и назад до упора соответственно, 2-я и 4-я – переводом рычага вперёд за упор и назад за упор соответственно.
 

Ящик – бардачок

     В процессе использования мотоблока периодически возникает потребность в каком-либо инструменте (ключи, отвертки, плоскогубцы, молоток и т.д.). На штатном мотоблоке места для этого не предусмотрено. Пришлось сделать ящик-бардачок.


 

     Ящик-бардачок я сварил размером 120 х 180 х (220…250) мм из листового железа толщиной 1,5 мм прихватками с внутренней стороны. Установил на декоративную крышку над коробкой передач и закрепил за проушины, за которые крепится декоративная накладка рулевой штанги. Две составные части декоративной накладки рулевой штанги разъединил и сварил прихватками по месту в одну линию таким образом, чтобы образовалась крышка к ящику-бардачку. Эта крышка крепиться шарнирно двумя болтами к ящику-бардачку.

     В результате установки ящика-бардачка получилось:

   - есть надежное место для хранения необходимого инструмента и запчастей;

   - крышка легко опрокидывается вперёд, открывая доступ к содержимому ящика-бардачка.
 

Скоростные характеристики мотоблока

     В штатном исполнении мотоблока скоростные характеристики подобраны плохо. На моём участке с очень тяжёлой почвой я пахал на 3-й передаче на небольшом газе (двигатель не должен идти вразнос, а должен работать внатяжку) и мощности вполне хватало. А вот транспортная, 4-я скорость была не большая. Как я понимаю, эти передачи когда-то рассчитывали под двигатель СК-6 мощностью 5,5 лошадиных сил. На моём мотоблоке установлен двигатель Honda GX 270 мощностью 9,0 лошадиных сил. Для этого двигателя нужна более скоростная коробка. Есть два способа, как можно увеличить скоростные характеристики мотоблока.

    Первый способ: можно заменить шестерёнчатую пару, установленную в колёсных редукторах. 

 

   Скорость мотоблока на штатных шинах Ф – 140 М (6L – 12) диаметром 570мм при оборотах двигателя 3000 об/мин составит (Таблица 1):

Таблица 1

Номер передачи

Коэффициент передачи с двигателя на колёса

Скорость мотоблока при 3000 об/мин двигателя, км/час

Примечание

1

2

3

4

Первая

155 : 1

2,1

Колёса Ø 570 мм

Вторая

88 : 1

3,6

Колёса Ø 570 мм

Третья

62 : 1

5,2

Колёса Ø 570 мм

Четвёртая

35 : 1

9,2

Колёса Ø 570 мм

   В мотоблоке штатного исполнения в колёсных редукторах установлены шестерни с количеством зубьев 12 и 61. На сервисном центре можно заказать другую пару шестерён для колёсного редуктора с количеством зубьев 18 и 55, что приведёт к увеличению скорости в 1,66 раза (Таблица 2).

Таблица 2

Номер передачи

Коэффициент передачи с двигателя на колёса

Скорость мотоблока при 3000 об/мин и шестернях 12:61, км/час

Скорость мотоблока при 3000 об/мин и шестернях 18:55, км/час

1

2

3

4

Первая

155 : 1

2,1

3,5

Вторая

88 : 1

3,6

6,0

Третья

62 : 1

5,2

8,6

Четвёртая

35 : 1

9,2

15,3

   Это я делал. Пахал на второй скорости 5…6 км/час, двигатель работал спокойно, внатяжку, мощности хватает. Транспортная скорость 15 км/час. По грунтовым дорогам этого вполне достаточно.

    Второй способ: можно установить колёса большего диаметра.

   Если штатные шины Ф – 140 М (6L – 12) диаметром 570мм и шириной 150мм заменить на шины Ф – 122 диаметром 704мм и шириной 154мм (5.50 х 16), которые используются в малогабаритной технике и свеклоуборочном комбайне КСК-6, то скорость мотоблока возрастёт (Таблица 3). Шины необходимо приобретать с дисками. Для крепления колёс к мотоблоку необходимо  вытачивать вставку и вваривать её в обод.

Таблица 3

Номер передачи

Коэффициент передачи с двигателя на колёса

Скорость мотоблока при 3000 об/мин, шестерни 12 : 61, колёса Ф – 140 М (диаметр 570 мм), км/час

Скорость мотоблока при 3000 об/мин, шестерни 12 : 61, колёса Ф – 122 (диаметр 704 мм), км/час

Скорость мотоблока при 3000 об/мин, шестерни 18 : 55, колёса Ф – 122 (диаметр 704 мм), км/час

1

2

3

4

5

Первая

155 : 1

2,1

2,6

4,3

Вторая

88 : 1

3,6

4,4

7,4

Третья

62 : 1

5,2

6,5

10,6

Четвёртая

35 : 1

9,2

11,2

18,8

   Я так и сделал. Штатные колёса с шинами Ф – 140 М (6L – 12) диаметром 570мм я заменил на колёса с шинами Ф — 122 диаметром 704мм.

   Достоинства:

1. Возросла проходимость. По сильно пересечённой местности, по грязи, заболоченным местам, по кустарникам, канавам, оврагам мотоблок идёт уверенно.

2. Улучшились тяговые характеристики мотоблока. Благодаря увеличению радиуса колёс мотоблок уверенно тянет через глубокие борозды, канавы, по мягкой и рыхлой почве.

3. Увеличился дорожный просвет до 350 мм. Благодаря этому можно окучивать картошку не ломая стебли практически до любой стадии роста.

4. Мотоблок приобрёл солидный вид.

 

     Недостатки:

1. Прицепное устройство «картофелекопалка» стало упираться в колёса и её пришлось подвергнуть небольшой доработке, а именно, уменьшить ширину в месте присоединения к мотоблоку.

   Если использовать установленную в колёсных редукторах шестерёнчатую пару с количеством зубьев 18 и 55, то получим скоростные характеристики мотоблока, указанные в столбце 5, таблица 3. Такой скоростной мотоблок будет сориентирован на транспортные работы по перевозке грузов на большие растояния по хорошим дорогам, пахоту, боронование, окучивание.

   В связи с тем, что я живу в сильно холмистой местности с плохими дорогами и у меня нет нужды частой перевозки грузов на большие расстояния, то я вернул в колёсные редуктора заводскую шестерёнчатую пару с количеством зубьев 12 и 61. Такой силовой мотоблок хорошо работает с фрезой, косилкой, бульдозерным отвалом, картофелекопалкой, т.е. закрыл весь спектр навесного и прицепного оборудования при достоинствах колёс большого диаметра Ф-122. Скоростные характеристики моего мотоблока соответствуют столбцу 4, таблица 3.

   В результате получилось:

- первая скорость - 2,6 км/час: работа с фрезой, картофелекопалкой, косилкой;

- вторая скорость - 4,4 км/час: аккуратная работа с плугом, боронование, окучивание, работа с отвалом;

- третья скорость - 6,5 км/час: перепашка убранного поля, когда пашут узким захватом, но немного глубже  (доверяют молодым, начинающим "побегать за плугом"), транспортировка грузов на прицепе по бездорожью и пересечённой местности;

- четвёртая скорость - 11.2 км/час - транспортная скорость с прицепом.