5-я передача в мотоблоках МТЗ Беларус 05...09 – 12.2020

Мотоблоки «МТЗ-05» на минском тракторном заводе начали серийно выпускать ещё в 1978 году как «пешеходный трактор». Коробку перемены передач (далее – КПП) разработали для максимальной скорости 10 км/ч. Набор скоростей в мотоблоке удачно подходит для выполнения разнообразных работ с использованием широкого спектра навесного оборудования: плуг, окучник, плоскорез с рыхлителем, культиватор, диски, фреза, отвал, борона, щётка коммунальная, косилка, грабли, снегоочиститель, адаптер, картофелесажалка, картофелекопалка и т.д. А вот в сцепке с транспортным прицепом при транспортировке грузов скорости по ровной дороге явно не хватает.

Конструкторский коллектив завода предложил модернизировать КПП мотоблока и установить дополнительную 5-ю передачу. Модернизацией находящихся в обращении мотоблоков занимается мастерская ЧСУП "Мотоблок-мастер", расположенная в Минском р-не, аг. Озерцо, ул. Зелёная, 18, которая предлагает владельцам мотоблоков МТЗ Беларус 05...09 доработать эксплуатируемые мотоблоки и установить дополнительную транспортную 5-ю передачу.

Скоростные характеристики модернизированного мотоблока МТЗ Беларус (расчётные [км/час], при максимальной скорости вращения двигателя 3600 об./мин.) в зависимости от размера установленных колёс и установленных бортовых шестерён представлены в таблице 1.

Таблица 1.

 - Информацию по модернизации мотоблока МТЗ Беларус 05...09 можно посмотреть в интернете https://motoblok-master.by/statji/modernizacziya-motobloka-belarus-5-aya-peredacha-na-kpp.html

 - Видео тестового заезда на мотоблоке с 5-й передачей можно посмотреть на Youtube "Тест модернизированного мотоблока МТЗ с пятой передачей."

Преимущества мотоблока МТЗ Беларус с 5-й передачей

1. Мотоблок МТЗ Беларус превращается в уникальный агрегат с 5-ю скоростями вперёд и 2-мя назад, что удовлетворит всем требованиям покупателей и позволит оптимально подобрать передачу при работе с любым дополнительным оборудованием.

2. Мотоблок МТЗ Беларус становится самым скоростным мотоблоком с самым широким диапазоном скоростей, что, наряду с его легендарной надёжностью и неубиваемостью, делает его вне конкуренции по отношению к другим мотоблокам, предлагаемым на рынке сегодня.

Порядок проведения модернизации

1. Связаться с ЧСУП "Мотоблок-мастер" по телефонам: +375 (17) 512-37-12, +375(29) 674-16-74, +375 (29) 876-78-78 и договориться, когда смогут приехать за мотоблоком или когда привести мотоблок самостоятельно. Мотоблок желательно очистить от грязи и масляных загрязнений.

2. В ЧСУП "Мотоблок-мастер" мотоблок полностью разбирают, освобождают коробку перемены передач (КПП).

3. Корпус КПП везут на завод, где её фрезеруют и растачивают на координатно-расточном станке, сверлят отверстия и нарезают резьбу для крепёжных элементов, изготавливают для замены внутри КПП новые шестерни, втулки, комплекты деталей для установки элементов 5-й передачи снаружи КПП и на штанге управления.

4. Специалисты ЧСУП "Мотоблок-мастер" собирают мотоблок на модернизированной коробке передач, попутно делают дефектовку, замену изношенных деталей и устанавливают дополнительные детали 5-й передачи, сделанные на заводе для установки внутри, снаружи КПП и на штанге управления.

5. В завершение проводят полную регулировку и контрольную обкатку мотоблока перед сдачей заказчику.

Работы, выполняемые на заводе

1. На всю ширину корпуса коробки перемены передач (Корпус трансмиссии 05-2401011) перед местом расположения верхней крышки фрезеруют площадку 1 шириной 60мм на которой фрезеруют окно 2 (90 х 35)мм под механизм включения 5-й передачи, сверлят три отверстия 3 и нарезают в них резьбу М8 для крепления указанного механизма (фото 1).

Фото 1.

2. Взамен блока шестерён 1 (Колесо зубчатое 05-1701220) (фото 2) и опорной втулки 2 (Втулка 05-1701223) изготавливают блок шестерён 3 с нарезанными шлицами по внутреннему отверстию и опорную втулку 4 с нарезанными шлицами на торцевом упоре, что позволяет механизму включения 5-й передачи вводить их в зацепление. В блоке шестерён 3 ширину большей шестерни увеличивают с 9мм до 12мм. В опорной втулке 4 диаметр посадочного места под подшипник 204 увеличивают с 20мм до 25мм и устанавливают подшипник 105.

Фото 2.

3. Изготавливают комплект деталей 5-й передачи (фото 3) для установки снаружи КПП.

Фото 3.

4.

Изготавливают комплект деталей 5-й передачи (фото 4) для установки на штангу управления.

Фото 4.

Работы, выполняемые на ЧСУП "Мотоблок-мастер"

1. Собирают КПП и (фото 5), вместо пары "блок шестерён1 – втулка2" устанавливают "блок шестерён3 – втулка4" (фото 6).

Фото 5.

Фото 6.

2. Устанавливают механизм включения 5-й передачи (фото 7)

Фото 7.

и крепят его 3-мя болтами М8 (фото 8).

Фото 8.

3. Устанавливают на штанге управления ручку включения 5-й передачи (фото9).

Фото 9.

4. Тягу включения 5-й передачи (фото 10)

Фото 10.

присоединяют к ручке управления на штанге (фото 11)

Фото 11.

и на КПП (фото 12).

Фото 12.

5. Устанавливают все остальные узлы и детали.

6. Заливают масло в КПП, заправляют мотоблок бензином.

7. Заводят двигатель, производят регулировку органов управления.

8. Проводят контрольную обкатку мотоблока с выездом на дорогу и проверку скоростных характеристик (Youtube "Тест модернизированного мотоблока МТЗ с пятой передачей.").

Механика включения 5-й пердачи в КПП

1. Механизм включения 5-й передачи перемещает блок шестерён при включении 5-й передачи из положения "откл." в положение "вкл." на 6мм (максимальный ход блока шестерён составляет 8мм: 2мм – свободный ход до зацепления по внутренним шлицам и 6мм – в состоянии зацепления по внутренним шлицам с передачей вращения).

2. При перемещении механизмом включения 5-й передачи блока шестерён из положения "откл." в направлении положения "вкл." на 2мм (свободный ход) наступает момент входа в зацепление по внутренним шлицам (фото 13). При этом большая шестерня блока шестерён с шириной зубьев 12мм своей задней поверхностью становиться в одну плоскость с задней поверхностью сопрягаемой шестерни шириной 9мм от которой передаётся вращение.

Фото 13.

3. При дальнейшем перемещении механизмом включения 5-й передачи блока шестерён на (6мм – 2мм) = 4мм до положения "вкл." происходит увеличение ширины зацепления по внутренним шлицам с 0мм до 4мм и уменьшение ширины зацепления по зубьям между большой шестерней блока шестерён (шириной 12мм) и сопрягаемой шестерней (шириной 9мм) с 9мм до (9мм – 4мм) = 5мм (фото 14).

Фото 14.

PS. (Планируемая доработка блока шестерён для увеличения надёжности использования 5-й передачи)

1. Исходя из того, что большая шестерня блока шестерён шириной 12мм при нахождении механизма включения 5-й передачи в положении "откл." имеет зазор с механизмом включения передач "вперёд – назад" порядка 3,5мм (фото 15), планируется:

- увеличить ширину зубьев большой шестерни блока шестерён с 12мм до 15мм;

- уменьшить, соответственно, ширину сухаря механизма включения 5-й передачи с 25,4мм до 22,4мм.

Фото 15.

2. В этом случае ширина зацепления по зубьям между большой шестерней блока шестерён (шириной 15мм) и сопрягаемой шестерней (шириной 9мм) увеличиться с 5мм до 8мм, что значительно увеличит надёжность.