18.01.2021

Гидравлическое сцепление на МТЗ Беларус 09Н (часть 1)

В качестве сцепления на мотоблоке МТЗ Беларус 09Н (далее – мотоблок) установлена многодисковая фрикционная постоянно замкнутая муфта с ручным управлением, работающая в масле. Основное его достоинство в том, что его сложно "сжечь" при длительной работе с "пробуксовкой", так как масло эффективно отводит тепло. Более того, при работе с инерционной навеской (косилка, фреза, ...) завод рекомендует регулировкой устанавливать небольшую "пробуксовку", что уменьшает ударную нагрузку на весь тракт привода. Однако, сцепление имеет и недостатки:

Недостаток 1. При полностью выжатом сцеплении включение передачи приходится делать "рывком", иначе в коробке передач слышится "рык" зацепления. Очевидно, это связано с малым ходом штока выжима сцепления.

Недостаток 2. Сложно выдержать сцеплением точную "подбуксовку" при подводе мотоблока к агрегатам, так как при медленном нажатии на рычаг управления сцеплением ход рычага сцепления на КПП происходит рывками и с задержкой. Очевидно, это связано с передачей усилия сцепления через тросик, который имеет поворот 180 градусов.

Бытует мнение, что эти недостатки можно устранить, установив гидравлический привод на сцепление. Такой комплект гидравлического привода сцепления был закуплен и установлен на мотоблок.

Фото 1.

Фото 2.

Были проведены измерения параметров и сравнение заводского привода сцепления

Фото 3.

и сцепления с гидроприводом.

Ход всех рычагов измерялся линейкой в формате (свободный + рабочий = полный) в миллиметрах (мм). Усилие нажатия измерялось ручными цифровыми весами WeiHeng 50Kg/10g в килограмм-силах (кгс). Ход и усилие рычагов управления измерялось на расстоянии 100мм от оси вращения (соответствует середине ладони).

Результаты измерений приведены в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п

Наименование измеряемого параметра

Заводское

Гидро привод

Примечание

1

Ход рычага управления, мм

10+45= 55

14+32= 46

На 100мм от оси

2

Усилие рычага управления, кгс

4...9

3,5...6

На 100мм от оси

3

Ход рычага сцепления КПП, мм

2+9=11

2+9=11

 

4

Усилие рычага сцепления КПП, кгс

10...14

10...14

 

5

Ход штока сцепления, мм

0,3+1,4 =1,7

0,3+1,4 =1,7

 

6

Усилие штока сцепления, кгс

62...87

62...87

 

Из таблицы 1 видно, что ход рычага управления заводского сцепления 55мм больше хода рычага управления гидравлического сцепления 46мм. Это видно на фото 4.

Фото 4.

Несмотря на это и заводское и гидравлическое сцепления дают одинаковый ход рычага сцепления на КПП – 11мм. При этом ход штока сцепления составляет 0,3+1,4=1,7мм при увеличении усилия от 62кгс до 87кгс. (Полный ход рычага сцепления на КПП составляет 3+20=23мм. При этом ход штока сцепления составляет 0,5+3,2=3,7мм при увеличении усилия на шток сцепления от 68кгс до 100кгс.)

Свободный ход рычага управления гидравлического сцепления 14мм больше свободного хода рычага управления заводского 10мм на 4мм. Это обусловлено конструкцией гидравлической полости гидравлического сцепления, так как поршень при своём ходе должен изначально перекрыть отверстие, сообщающее полость поршня с бачком масла, а только потом давить масло в гидроцилиндр.

А вот усилие на рычаге управления гидравлического сцепления 3,5...6кгс меньше усилия на рычаге управления заводского сцепления 4...9кгс.

Вывод 1. При гидравлическом сцеплении немного легче жать на рычаг управления сцеплением в конце его хода (на 30%). Большее усилие на рычаге управления заводского сцепления обусловлено наличием поворота тросика сцепления на 180 градусов и наличия трения в нём центральной жилы о кожух.

Вывод 2. При гидравлическом сцеплении ход рычага мягкий и позволяет точно устанавливать степень "пробуксовки". При медленном нажатии на рычаг управления заводского сцепления ход рычага сцепления на КПП происходит рывками и с задержкой.

Заводское сцепление можно улучшить, если исключить поворот тросика на 180 градусов и максимально его спрямить. Для этого надо подобрать тросик меньшей длины (тормозной) и сделать крепление кожуха на рычаге сцепления КПП. Макет изменённой конструкции показан на фото 5.

Фото 5.

Результаты измерений представлены в таблице 2.

Таблица 2.

№ п/п

Наименование измеряемого параметра

Завод ское

Заводское измен.

Гидро привод

Примечание

1

Ход рычага управления, мм

10+45=55

7+48=55

14+32=46

На 100мм от оси

2

Усилие рычага управления, кгс

4...9

3...6,5

3,5...6

На 100мм от оси

3

Ход рычага сцепления КПП, мм

2+9=11

2+10=12

2+9=11

 

4

Усилие рычага сцепления КПП, кгс

10...14

10...14

10...14

 

5

Ход штока сцепления, мм

0,3+1,4 =1,7

0,3+1,6 =1,9

0,3+1,4 =1,7

 

6

Усилие штока сцепления, кгс

62...87

62...89

62...87

 

Вывод 3. Изменённое заводское сцепление имеет параметры, идентичные гидравлическому сцеплению.

Окончание смотрите в части 2 на следующей странице.