17.02.2021
МТЗ-09 Установка аккумулятора.
На мотоблоках МТЗ Беларус 05...012 необходимо устанавливать аккумулятор, если устанавливать двигатель с электростартёром. Обычно аккумулятор устанавливают на КПП между двигателем и рулевой штангой. Здесь места достаточно для установки автомобильных аккумуляторов значительной ёмкости, что позволяет использовать разнообразное электропотребляющее оборудование. Однако, в случае необходимости развернуть рулевую штангу на 180 градусов (при работе с роторной косилкой, снегоуборщиком, бульдозерным отвалом), аккумулятор мешает и его на это время надо снимать.
Многие устанавливают автомобильные аккумуляторы поперёк оси мотоблока (например на Youtube: Мотоблок МТЗ 05 с электростартером и фарой в блоге minimehanik.blogspot.com). Я же установил продольно оси мотоблока аккумулятор Ford 43Ah, 390A, 205х175х175 (на Форде отработал 10 лет и его сняли).
Под аккумулятор сварен каркас 220х190 высотой 250мм. Нижняя рамка каркаса из уголка 25х25, стойки – из уголка 20х20, верхняя обвязка – из шинки 16х4. Для придания устойчивости каркас крепится в трёх местах с зазором 45мм от КПП. Сзади-снизу к каркасу приварены две пластины 100х90х2, которые крепятся под два болта боковых крышек КПП. Фото 1.
Фото 1.
Причём,впоследствии, при установке механизма 5-й передачи, с правой стороны пластину пришлось уменьшить и оставить крепление под один болт боковой крышки. Фото 2.
Фото 2.
Впереди-снизу к каркасу приварен уголок 20х20 длиной 40мм, который опирается на корпус и крепится под болт, стягивающий КПП с двигателем. Фото 3.
Фото 3.
В каркас снизу, впереди и с правой стороны вставлен экран из оцинковки, защищающий аккумулятор от нагрева со стороны двигателя. Фото 4.
Фото 4.
Аккумулятор вставляется в каркас и к клеммам подсоединяются провода. Один из проводов идёт от выключателя массы, который установлен на кронштейне, приваренном к каркасу. Фото 5.
Фото 5.
Сверху на аккумулятор укладывается изолирующая пластина из пластика (фото 6)
Фото 6.
и устанавливается инструментальный ящик, согнутый/сделанный из оцинковки. Фото 7.
Фото 7.
Вверху-впереди с двух сторон к каркасу приварены две проушины, к которым крепится отбрасывающаяся крышка. В закрытом положении крышка надёжно защищает инструментальный ящик, клеммы аккумулятора и механизм переключения от попадания влаги. Фото 8.
Фото 8.
Отбрасывающаяся крышка согнута/сделана из оцинковки, в открытом положении упирается в каркас и открывает доступ к инструментальному ящику и обслуживанию/регулировке рычагов переключения. Фото 9.
Фото 9.