13.03.2021

Прицеп к мотоблоку. Особенности.

Я эксплуатирую мотоблок МТЗ-09 с самодельным прицепом. Технические характеристики прицепа:

- тип – самосвальный полуприцеп;

- объём прицепа – 0,65 м³;

- объём с наставными бортами – 1,2 м³;

- тормозная система – от ВАЗ 2109;

- колёса – 175/70 R13;

- межосевое колёс – 1,32 м;

- система опрокидывания – выдвижной удлиняющий рычаг;

- опрокидывание – назад;

- грузоподъёмность – 1 т;

- габариты – 1,6 х 1 х 0,4 м.

В процессе изготовления прицепа были проработаны и реализованы некоторые особенности.

1. Прицепное. Прицепное выполнено по типу "завеса". Это увеличивает в 2 раза линейный размер стыковочного узла, соответственно, уменьшается износ, уменьшается люфт в прицепном и качание ручек управления мотоблоком на этом люфту. Кроме того дышло прицепа изогнуто так, что при повороте колесо мотоблока заходит в этот изгиб. Это позволяет разворачивать прицеп практически на одном месте. Фото 1.

Фото 1.

2. Сиденье. Сиденье выполнено на двух человек. Это позволяет возить с собой помощника, так как в пустом прицепе перевозить людей запрещено, а в прицепе с грузом – невозможно. Фото 2.

Фото 2.

3. Тормозная рамка. Колёса и тормозная система взяты от ВАЗ-2109. А вот вместо педали тормоза сделана тормозная рамка. Фото 3.1. Это позволяет из любого положения на сиденье без труда найти ногой тормозную рамку и нажать тормоз.

Фото 3.1.

В нажатом положении тормозную рамку можно зафиксировать качелькой, нажав второй ногой на пяту качельки. Фото 3.2. Таким образом реализован стояночный тормоз.

Фото 3.2.

Чтобы снять стояночный тормоз, достаточно нажать на тормозную рамку, качелька под собственным весом упадёт на дышло и расфиксирует тормозную рамку. Фото 3.3.

Фото 3.3.

4. Система опрокидывания. Для опрокидывания прицепа реализована простая ручная система подъёма с выдвижным удлиняющим рычагом. Выдвижной удлиняющий рычаг представляет собой трубу ø42мм, которая расположена под кузовом на двух проушинах и выдвигается на 1,2м. Фото 4.1. Это позволяет, выдвинув трубу и взявшись за неё руками, опрокидывать прицеп с любым грузом.

Фото 4.1.

Выдвижные удлиняющие рычаги расположены с двух сторон кузова. В задвинутом положении закрываются флажками от самовольного выдвижения. Фото 4.2.

Фото 4.2.

5. Развесовка прицепа. Ось прицепа сдвинута на 1/4 к концу кузова. Фото 5. В таком случае часть веса груза переносится на мотоблок. Это позволяет перевозить тяжёлые грузы и исключить пробуксовку при движении по пересечённой местности, по пахоте, на подъёмах и спусках.

Фото 5.

6. Наставные борта. Для расширения сферы применения прицепа (перевозка объёмных грузов, мелкого скота и т.п.) устанавливаются легкосъёмные наставные борта. Фото 6.1.

Фото 6.1.

Задний наставной борт фиксируется серповидным зажимом. Фото 6.2.

Фото 6.2.

Для открывания заднего наставного борта необходимо серповидный зажим поднять вверх (Фото 6.3)

Фото 6.3.

и задний наставной борт откроется. Фото 6.4.

Фото 6.4.

Наставные борта своими проушинами надеваются на штыри, приваренные по кромке прицепа, и поэтому легко снимаются. Фото 6.5.

Фото 6.5.

Боковые наставные борта заходят на шток спинки сиденья и фиксируются штырём. Фото 6.6.

Фото 6.6.

Если штырь снять, (Фото 6.7)

Фото 6.7.

то боковой наставной борт откладывается (Фото 6.8) и может быть легко снят.

Фото 6.8.

7. Задний борт. Задний борт прицепа самосвального типа. Фото 7.1.

Фото 7.1.

Ось поворота вставлена в верхнюю кромку заднего борта и заходит в вилочку, приваренную к стойке бокового борта. Фото 7.2.

Фото 7.2.

Внизу задний борт фиксируется серповидным зажимом. Фото 7.3.

Фото 7.3.

Если зажимы открыть, то при опрокидывании прицепа съезжающий груз легко открывает задний борт. Фото 7.4.

Фото 7.4.

Продолжение смотрите на следующей странице "Прицеп. Продолжение".