Регулировка 5-й передачи в мотоблоке МТЗ

В 2020 году я обратился в сервисную мастерскую "Мотоблок-мастер" где в коробку перемены передач (КПП) моего мотоблока (фото 1)

Фото 1.

установили дополнительную (транспортную) 5-ю передачу. При подготовке материала о 5-й передаче для сайта http://haroshkal.ucoz.ru выявилось, что шестерни 5-й передачи входят в зацепление не на всю ширину зубьев http://haroshkal.ucoz.ru/index/0-21. Однако расчёт прочностных характеристик шестерёнчатой передачи показал, что даже если ширина зацепления шестерён составит 50% от полной, то прочность (максимально допустимая нагрузка) уменьшится незначительно, всего лишь на 15%. Кроме того, три года интенсивной эксплуатации мотоблока с использованием 5-й передачи (двигатель установлен на мотоблоке 16 л.с., транспортировка грузов 1 тонна) показало её высокую надёжность. Зимой 2023 года решил сделать ревизию КПП и подрегулировать ширину зацепления шестерён 5-й передачи. Связался с сервисной мастерской "Мотоблок-мастер", договорился и отвёз им КПП (фото 2).

Фото 2.

В сервисной мастерской КПП полностью разобрали, продиагностировали состояние всех деталей и собрали с выполнением соответствующих регулировок. Что-же сделали?

1. Уменьшили свободный ход шестерни 5-й передачи до момента зацепления внутренней насечкой со шлицами вала с 3мм до 1мм (фото 3)

Фото 3.

при полном ходе шестерни 5-й передачи 6мм (фото 4).

Фото 4.

2. Уменьшили свободный люфт сопрягаемой шестерни 5-й передачи, установленной на промежуточном валу с 1,8мм до 0,4мм (фото 5).

Фото 5.

Смещаясь по промежуточному валу сопрягаемая шестерня 5-й передачи изменяла ширину зацепления с ведомой шестерней. Самый плохой вариант, когда сопрягаемая шестерня максимально смещалась в сторону двигателя. Тогда величина зацепления шестерён 5-й передачи составляла 5мм из 9мм (9мм – ширина зубъев сопрягаемой шестерни 5-й передачи), что соответствовало 55%. Самый лучший вариант, когда сопрягаемая шестерня максимально смещалась в сторону дифференциала. Тогда величина зацепления шестерён 5-й передачи составляла 5мм + 1,8мм = 6,8мм из 9мм, что соответствовало 75%.

В результате проведённых регулировок, при включении 5-й передачи, шестерни 5-й передачи входят в зацепление полностью на 9мм, что соответствует 100% по ширине зуба (фото 6).

Фото 6.